Overwatch League: анализ плюсов и минусов
После сокрушительной победы San Francisco Shock над Vancouver Titans в гранд-финале II сезона Overwatch League (OWL) многие с нетерпением замерли в ожидании следующего, III сезона этого киберспортивного детища Activision Blizzard. Несмотря ни на что, организаторы Лиги проявили смелость, адаптировав для киберспорта систему, которая очень напоминает структуру известных видов спорта вроде NBA или NFL, хотя могли бы и последовать более свободному и устоявшемуся шаблону киберспортивной системы — по типу Dota 2 или CS:GO.
Как в текущий момент функционирует Overwatch League? Успешна ли она? Велики ли проблемы, требующие оперативного решения? Пока многие фанаты шутера от Blizzard ждут продолжения «киберспортивного банкета», мы решили немного проанализировать Лигу.
ПЛЮСЫ
Приток крупных инвесторов и спонсоров
Во многих отношениях Overwatch League желает в корне изменить киберспортивную сцену, которая в последние годы переживает настоящий бум — и ориентация на разные страны является ее основным инструментом для достижения этой цели. До сего момента большинство матчей OWL проходило на недавно закрытой Blizzard Arena в Лос-Анджелесе, но с III сезона командам предстоит играть у себя дома и в гостях.
Этот стиль намного больше похож на формат, который мы видим в традиционных спортивных лигах по всему миру. Это амбициозный шаг, предпринятый организаторами OWL для связи с локальными инвесторами и привлечения к командам Overwatch League большего внимания со стороны самых разных известных брендов.
Североамериканские спортивные магнаты, такие как Роберт Крафт (владеет New England Patriots), семья Кронке (владеют Colorado Rapids, LA Rams и британским футбольным гигантом Arsenal), а также Джефф Уилпон (главный операционный директор New York Mets) — вот лишь некоторые из известных имен, имеющих доли в франшизах OWL. Целевой аудиторией Лиги являются люди в возрасте от 18 до 34 лет, что также добавило ей определенную коммерческую привлекательность и помогло организаторам заключить крупные спонсорские соглашения с такими компаниями, как Coca-Cola, Toyota и T-Mobile.
Увеличение числа зрителей
II сезон OWL сохранил большое количество просмотров, достигшее пика в 1,12 млн во время жаркого финального противостояния San Francisco Shock и Vancouver Titans. В сравнении с прошлым сезоном, число зрителей увеличилось на 16%.
Прямая трансляция была доступна на многих цифровых платформах, включая Twitch, Bilibili, Zhanqi и ABC. А так как телевизионными правами на OWL владеет Disney, чемпионат турнир был показан на таких каналах, как ESPN и Disney XD. Overwatch League является единственным спортивным событием, у которого в 2019 году наблюдался рост числа зрителей на 11% среди населения США в возрасте 18-34 лет. С точки зрения общего количества зрителей, в Blizzard поделились, что в среднем за минуту игры матчи OWL смотрит около 313 тысяч зрителей, что также демонстрирует рост в сравнении с прошлым сезоном — уже на 18%!
Права киберспортсменов
Blizzard предприняла несколько серьезных шагов для обеспечения привилегий про-игроков: так, все команды обязаны выплачивать минимальную годовую заработную плату в размере $50,000 всем своим игрокам — это гарантирует, что новички сумеют заработать приличную сумму уже в первый год, а франшизы более равномерно распределят свой общую заработную плату между ветеранами и теми же новичками.
Как и следовало ожидать, есть возможность заработать значительно больше, если игрок будет играть лучше. По отдельности игроки могут зарабатывать до $5,000,000 в год без личных спонсорских доходов. Команды обязаны спонсировать жилые и тренировочные объекты в течение всего игрового сезона. Кроме того, игрокам также предоставляется медицинское страхование и пенсионные накопления, что является редкостью в других местах на просторах киберспортивного сообщества.
Фанатская база
С первого дня своего существования Overwatch League старается доказать своим фанатам, что они смотрят настоящий большой спорт, высшую лигу. Успешная адаптация модели франшизы и содействие региональному соперничеству дали организаторам OWL плоды в виде новых спонсоров и преданных фанатов по всему миру.
Арены в дни матча источают живую атмосферу, болельщики с трибун подбадривают любимые команды. Подобное захватывающее зрелище свидетельствует о том, что Blizzard хорошо устанавливает подлинную связь между фанатами и турниром. Чтобы любое новое спортивное событие раскрыло свой потенциал, оно должно заботиться о своих фанатах. На этом фронте Overwatch League делает выдающуюся работу.
МИНУСЫ
Низкий уровень малой про-сцены
Соревнования низшего уровня руководством Overwatch League практически тотально игнорируются: невозможно добраться до уровня OWL, просто выиграв турнир предшествующего уровня под названием Contenders League. Кроме того, недавно количество команд Contenders League было сокращено до восьми, что еще больше ограничивает возможность участия новых команд в конкурсе, несмотря на привлекательность более высокой зарплаты.
Blizzard должным образом не одобряет «второсортную» Contenders League, полностью отдавая свое внимание только Overwatch League. Поскольку путь прогресса ограничен от Open Division до Contenders League, команды низшего уровня почти безрезультатно пытаются заручиться поддержкой каких-либо спонсоров.
Выгорание игроков
Одной из самых сложных задач, с которыми сталкивается OWL, является минимизация уровня выгорания игроков и создание для них более комфортной жизни. Стресс строгой подготовки и соревнований вынудил многих игроков уйти в отставку: Stellar, dafran и A_Seagull — вот лишь немногие из профессионалов Overwatch, что навсегда отказались от большой сцены по собственному желанию.
Отсутствие федерации игроков
У OWL отсутствует самый важный элемент рабочей спортивной экосистемы — федерация игроков. Нет коллективного органа, который бы следил за интересами игроков, вместо этого полностью контролирует все правила, порядок оплаты и сделки только сама Blizzard.
Домашние игры будут выматывать команды
Многие в курсе, что OWL запускает домашний и выездной формат для некоторые матчей III сезона: двадцать команд-участников будут разделены на две группы, в каждой из которых команды будут несколько раз за сезон встречаться друг с другом - один раз на домашнем стадионе и один раз как гости.
Учитывая обновленный формат, путешествия будут решающей переменной для команд OWL в будущем. Vancouver Titans и Seoul Dynasty потребуется 10-часовой перелет, чтобы поиграть на площадках друг у друга. С джетлагом и корректировкой часового пояса скорость выгорания определенных киберспортсменов, скорее всего, будет увеличиваться.
Внедрение домашнего и выездного формата важна не только для OWL, но и для всей киберспортивной индустрии. Возможно, Overwatch League смогла бы улучшить условия для команд, создав больше региональных блоков. Например, есть пять восточноазиатских команд, которые могли бы играть друг с другом дома и в гостях, и путешествие было бы намного проще, учитывая близость. Возможно, мы увидим, что эта модель будет реализована в ближайшие годы, но на данный момент формат лиги угрожает серьезными физическими последствиями для игроков, что в конечном итоге нанесет ущерб и самой Overwatch League.